Вера — основа христианской жизни. Апостол Павел пишет: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). Вера не является мировоззрением или системой понятий. Вера — это живое отношение человека и Бога. Вера не предполагает обратимость, она — непрерывный процесс изменения человека, его души.
Вера всегда личностна, нет общей веры на всех, к которой можно присоединиться, она всегда представляет личное отношение человека к Богу. Многие люди могут веровать в одно и тоже из-за общности взглядов, знаний и опыта, но общность и единство их веры должны опираться на личное исповедание.
Классическое определение веры в Писании таково: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1).
Здесь выделены две составляющие веры – ожидаемое, которое осуществляется, становиться реальностью, и невидимое, в котором надо быть уверенным.
Уверенность в невидимом — вера не может основываться на пустом месте, полном незнании предмета веры и поэтому для веры необходим некоторый минимум знаний и представлений — истин или догоматов веры.
Поскольку вера предполагает, прежде всего, наличие у человека свободной воли и на ее основе совершения свободного выбора, то и истины веры не доказываются, а постулируются — каждый волен сам определяться принимает он их или нет.
Истины веры должны иметь глубокий смысл для человека, иначе, если нет смысла, то и вера не сможет окрепнуть.
Наиболее кратко эти основополагающие истины изложены в христианском Символе Веры. Вот он:
1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Свет от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресение мертвых;
12. И жизни будущаго века. Аминь.
Символ веры не является молитвой, а именно кратким, сжатым исповеданием основ православной веры. Христианину недостаточно знать символ веры наизусть, необходимо понимать о чем говорит каждый член Символа вера, чтобы вера не была слепа, но было полное понимания своей веры. Понимание того, откуда берет свое начало атеизм и почему он так агрессивен к вере, прежде всего к христианству.
Понимание основ веры помогает человеку сформировать ясную систему координат, обрести жизненные ориентиры, которые необходимы для исполнения заповедей любви к Богу и ближним, а также цель жизни, полагаемую за пределами земного бытия.
«Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность…; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе» (Иоанн Златоуст).
Более подробное и обширное изложение основ веры,в том числе и само объяснение членов Символа веры можно почерпнуть из Святого Писания и Святого Предания.
Святое Писание — книги Ветхого и Нового Заветов (Библия). Библия писалась пророками и апостолами – святыми, наставляемыми Святым Духом – третьим лицом Святой Троицы (святой – человек, достигший большой духовной чистоты, благодаря которой он становится способным к непосредственному общению с Богом).
Святое Предание или устная традиция. Сам Ветхий Завет прежде являлся преданием — появление первых устных сказаний датируется 19 – 17 веком до Р.Х., а написание первых глав относятся к 13 веку до Р.Х., т.е. ко времени жизни Моисея. До этого периода книги Библии не были записаны и передавались из уст в уста, т.е. являлись устным преданием. Святое Предание – та часть учения о Боге, о Христе, о спасении, о Церкви, богослужении, человеке, которая не вошла в Святое Писание, а передавалась устно и позже была записана святыми отцами. Важную часть Святого Предания составляют учение о таинствах. В предание также входят решения первых семи вселенских соборов (состоявшихся до отделения от Церкви ее западной части) и поучения святых отцов. Первые ссылки на Святое Предание встречаются у апостола Павла:
«Итак братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фессалоникийцам 2;15)
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам» (1 Коринфянам 11;2)
На основании Святого Предании написано Евангелие от Луки:
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором ты наставлен.» (От Луки 1;1-4)
Черпая свои знания о Боге из этих источников, человек обретает свою уверенность в невидимом – учится доверять Богу, жить по вере.
Осуществление ожидаемого — это вторая сторона веры и реализуется она, прежде всего через доверие Богу. То есть можно верить в существование Бога, но это не предполагает жизнь в Боге, а лишь разрешение сомнений о Его существовании, но можно доверять Богу и строить свою жизнь на основе такого доверия.
То есть, если веруем в то, что Бог — любовь, то в своих делах обязательно должны поступать в соответствии с заповедью любви. А иначе не получается вера, поскольку если человек верит, то веру он должен полагать в основу всей своей жизни, руководствоваться критериями веры во своих мыслях, чувствах, поступках, — в большом и в малом, верою творить свою жизнь.
Нельзя говорить о вере, когда в мыслях и на словах человек стремится к вере, а в своих делах не поступает по ней, или в делах показывает себя верующим человеком, а в мыслях – сомнения, в сердце – метания. Вера лишь тогда становится верой, когда человек стремится и во внешних поступках и во внутреннем отношении к жизни и ближним воплотить свою веру — отобразить Того, по образу Которого создан, соответствовать Его заповедям. Осуществляя ожидаемое, поступая в соответствии с верой человек на практике укрепляет свою веру.
Антоний Сурожский пишет о доверии, что дело не в том, что знает человек о вере, о возможностях веры, и прочих обетованиях, а как человек относится к источнику веры, к лицу веры: “начинается это не с понятий, а с лица”. То есть с того, Кому человек доверяет.
Именно через доверие Богу и начинается построение жизни по вере.
Апостол Иаков говорит о разных формах веры: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав, блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иаков 2,19-26)
Три веры показано в этом отрывке из послания апостола:
а) вера страха, — когда веруешь и даже знаешь, а бесы знают наверняка, и боишься того, чему веруешь, со страхом ожидаешь свершения обетований Божьих, через такую веру нет спасения, нет Воскресения человеческой души – это вера бесовская;
б) вера без дел – собственно и не вера даже, потому что не имеет в себе жизни, а лишь одно мудрствование, пустое знание, значит и к вечной жизни привести не может, это вера без доверия;
в) вера, делами достигающая совершенства, делами соответствующими твоей вере, т.е. добродетелями – делами исполненными любви и добра, такая вера приводит человек к спасению, к жизни вечной, такая вера сама творит вокруг себя жизнь и примеры такой веры мы имеем в лице святых.
Итак отвлеченное согласие с тем, что существует нечто, управляющее всем миром, некий «высший разум», “вселенский супермозг”, абстрактная «высшая справедливость для всех», “правда для всех” и доверие этому “нечто” называется «верой страха».
Такая вера широко распространена в современном мире, ее проповедуют СМИ, различные эзотерические объединения и псевдоверующие, которые верят в этого самого «есть что-то выше нас».
Многое из того, в чем человек сомневается, так как не видит, доподлинно известно бесам и уж они то абсолютно точно знают, что есть Бог, превосходящий их во всем. Их вера основывается на этом знании, и эта вера вселяет в них страх, т.к. она не открывает им пути к спасению.
Вера без дел — то самое пустое мудрствование, когда человек знает, но не учится жить в соответствии со своими знаниями, оставляет их «на потом». Вера — это непрерывный процесс изменения себя — очищение ума и сердца, обретения навыков добродетельной жизни. Через это меняется человеческая душа — освобождается от греха и обретает настоящую живую веру.
Апостол Павел говорит о том, что нельзя стоять на месте, но необходимо постоянное движение в вере «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13-14)
Православная вера и есть та самая вера «делами достигающая совершенства». Она имеет в своем основании необходимые для спасения Богооткровенные истины и открывает человеку истинные пути к изменению себя, построению дела своего спасения: «И познаете истину и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий делающих грех есть раб греха» (От Иоанна 8;32-34).
Итак, живая вера, — это та вера, которая укрепляется через постоянное совершенствование в познании любви, добра, стремлении к Богу и через воплощение познанного в своей жизни именно такая вера освобождает человека от греха и приводит к Богу. Но стоит всегда помнить: даже живя по добродетелям, нельзя останавливаться и довольствоваться достигнутым, потому что это делает человека беспечным и гордым, по этой причине и говорит апостол: «Братия, я не почитаю себя достигшим».
«Подлинность нашей веры определяется тем, как мы живём. Мы должны действовать в соответствии с нашей верой и постоянно доказывать её благостью и силой Божьей, пребывающими в нас. Это не значит, что нам надо совершать неразумные поступки, «искушая Бога», лишь бы только доказать Его участие; но просто каждый из нас должен стремиться к праведности и жить верой, какой бы маленькой и слабой она ни была, и тогда с Божьей помощью многое, что даже трудно было себе представить раньше, станет осуществимым». (Прот.Фома Хопко Основы Православия)
Пример такой веры полного доверия дает нам Авраам, он не просто верил в существование Бога, но и доверял Ему до такой степени, что готов был бросить все, и пойти туда, куда указано свыше. Единственное, что знал Авраам — это то, что с ним говорил Бог — «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15.6).